Карго превращается в головную боль: реальные кейсы на границе
За серые схемы взялись всерьез и «серым» способам доставки положат конец.
Почти 15000 фур с 150 000 т груза из Китая, следовавших через Казахстан и Киргизию, стоят на границе с Россией с 9 сентября.
Именно продавцы маркетплейсов и мелкой розницы в основном используют систему карго-перевозок, когда в одну партию собирают груз от разных поставщиков и достаточно быстро доставляют без полного таможенного оформления документов. Карго-компания собирает небольшие партии грузов от разных клиентов (например, 50 кг одежды от одного, 100 кг электроники от другого и так далее) на своем складе в стране отправления (например, в Китае). Весь этот сборный груз оформляется на границе по одной общей декларации под видом одного большого груза. Клиент платит единый тариф за килограмм или кубометр, и в эту цену уже включены доставка, таможенные платежи и логистика до конечной точки.
По сути, этот всегда существовавший «серый» ввоз существует еще с 2015 года. Грузы следуют из Китая, с фабрик без экспортных лицензий, заходят на территорию Киргизии или Казахстана, но таможенной очистки и оформления там не проходят. А с 2022 года карго-компании возят и контрабандные товары, запрещенные к официальному вывозу из Китая или официальному ввозу в Россию, — военного назначения, опасную химию, дроны, порошки, продукты, жидкости, товары брендов ушедших с рынка и так далее
Карго-перевозки охотно используют продавцы маркетплейсов и мелкой розницы, основные грузы — одежда, товары народного потребления, бижутерия и так далее.
По данным Точка Банка, проводившего опрос предпринимателей, карго-доставку использует каждый пятый бизнесмен (21%), 42% комбинируют способы в зависимости от задачи. Еще 6% вообще не знают, как они возят товары, — делегируют это посреднику. Но, по ее словам, по мере роста бизнеса доля карго снижается: 90% компаний с оборотом более 5 млн рублей в месяц пользуются белой доставкой. Так же поступают и предприниматели, чей бизнес старше пяти лет.
Но на этот раз речь идет не о неделях, а о месяцах. Товар с сентября без движения. «Две поставки через Казахстан на стопе, у нас там товара больше чем на полмиллиона рублей», — сетует поставщик оборудования и запасных частей к нему. На сбой поставок на границе с Казахстаном жалуется и поставщик одежды. «Груз, отправленный 9, 14, 16, 18 сентября, до сих пор не прошел границу. Зависло товара почти на 7 млн рублей. Товар сезонный, зимняя одежда. Когда привезут — неизвестно, может, вообще будет уже неактуально». И такого груза тонны.
В сентябре, рассказывает представитель одной из логистических компаний, занятых карго-перевозками из Китая, возникли проблемы на границе Казахстана, главного транзитного коридора между Китаем и Россией. Власти Казахстана объясняют задержки грузов активной борьбой с серым импортом, особенно много машин скопилось на пунктах пропуска «Хоргос» и «Достык» на границе с Китаем.
В самом же Китае с 1 октября при экспорте товаров требуется назвать фактического производителя и объем экспорта. Карго-операторы вынуждены или раскрывать реальных производителей, или брать налоговую нагрузку на себя.
Российские власти тоже не будут вечно терпеть серый импорт. «Препятствия для карго создают постепенно, вводя маркировку на товары, периодически проверяя на границах машины из Казахстана и Киргизии.
24 октября 2025 года был подписан и вступил в силу указ Президента РФ, что до 10 декабря 2025 года разрешен ввоз в РФ автотранспортом товаров из Республики Казахстан и Киргизской Республики, получателями которых являются российские юрлица, без документов, подтверждающих статус товаров как товаров ЕАЭС, без маркировки и (или) нанесения необходимой информации.
Данный указ дает возможность товару, который застрял пройти.
Как сообщают карго-перевозчики фуры потихонечку начали пропускать в порядке очереди. И дело сдвинулось с мертвой точки.
Не смотря на то, что эти два месяца были максимально трудными для карго – перевозчиков и пользователей их услугами, но карго-перевозки совсем не уйдут. Этот формат остаётся востребованным: для импорта/экспорта мелких партий товаров, для срочных отправлений, где не нужен полный таможенный пакет.
На сегодняшний день увеличился рост доли авиа‑карго из‑за ускорения цепочек поставок.
