Основные тезисы:
· Переизбыток импорта из Китая при низком экспорте опустошил запасы контейнеров!
· Наблюдается острый дефицит контейнеров!
· Увеличение ставок. Прогнозируем увеличение стоимости морского фрахта вплоть до 5000 USD уже к августу 2024г.!
Статья в газете Коммерсант довольно полно объяснила ситуацию, которая происходит сейчас в мире грузоперевозок.
Ссылка: https://www.kommersant.ru/doc/6744389
Пока все думали, как же заплатить за свой товар, с другой стороны, подкралась совсем другая проблема, но более крупная
Дефицит контейнеров российских операторов в Китае возник из-за ограничений на вывоз в направлении портов Дальнего Востока и перегруженности флота на Балтике и в Азово-Черноморском бассейне. В западной части России скопились десятки тысяч порожних контейнеров, необходимых в Китае, но эвакуация которых пока невозможна.
Дисбаланс в российско-китайской торговле приводит к скоплению множества контейнеров в Московском, Екатеринбургском транспортном узле.
Из центральной части России ни по прямому железнодорожному сообщению, ни по железной дороге в порты Дальнего Востока экспорт практически не уходит.
Как отмечают в статье Коммерсант, цитируем: «Ситуация даже доходит до абсурда, когда владельцы контейнеров предпочитают сдавать часть порожняка в России на металлолом, отмечает Юлия Шленская. Игорь Ребельский подтверждает, что некоторые операторы на фоне сложностей с возвратом контейнеров в Китай утилизировали оборудование на лом.»С начала года спотовые ставки фрахта выросли вдвое, а только за май — примерно на 50%.
Дисбаланс российско-китайского экспорта-импорта, задержки с отправками по железной дороге и скопление на контейнерных терминалах порожняка усугубились тем, что китайские железнодорожники на фоне ситуации в Красном море, которая привела к росту спроса со стороны европейских импортеров, с которыми, в отличие от российских контрагентов, проблем с платежами не возникает, стали ставить грузы, предназначенные для Европы, в приоритет – в ущерб российским грузам. Это привело к еще большему увеличению задержек с отправкой и к росту ставок.
Глобально ситуацию усугубляет кризис в Красном море, из-за которого грузы из Азии в Европу идут по другому маршруту вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, что повлияло не только на дальность плавания, но и на сроки возврата порожних контейнеров.
Напомним, что с конца октября йеменские хуситы начали регулярные атаки на торговые суда (преимущественно израильские), следующие через Красное море, что стало ответом на "отвратительную израильско-американскую агрессию в Газе". Но, как водится в таких случаях, под раздачу попали все (кроме одного исключения). Не желая рисковать, поставки через Красное море почти синхронно остановили.